Занятие 0: Знакомство. Представление программы. Ответы на вопросы.

БЛОК 1: БЕРЕМЕННОСТЬ.

Занятие 1: Психология и физиология беременности. Физиологические аспекты протекания беременности и связанные с ними психологические изменения в данный период. Возможные эмоциональные и поведенческие особенности, характерные для женщин в период вынашивания ребенка. Возможная помощь в этот период со стороны мужа. Установление связи «мать-ребенок», «отец-ребенок». Возможные психофизиологические «трудности» беременности. Гимнастика и массаж в период беременности. Информация о фитнесс-программах для беременных. Юридические и документальные аспекты беременности. Принятие беременности семьей и родственниками.

  • Освоение гимнастического комплекса.
  • Задание – «Дневник беременности».

Занятие 2: Культура питания. Анализ различных моделей питания. Составляющие продуктов питания (белки, жиры, углеводы, витамины и минералы и т.д.), необходимые беременной женщине. Традиции питания: общий стол, эстетика питания, ценовая политика. Принципы приготовления здоровой пищи. Варианты обеспечения продуктами семьи и распределение обязанностей. Необходимость взаимодействия со специалистами в индивидуальных вопросах питания.

  • Обмен рецептами здоровой пищи.
  • Пластическая разминка.
  • Задание – «Дневник питания».

Занятие 3: Культура здорового образа жизни. О необходимости медицинского наблюдения беременности. О влиянии режима дня на общее состояние женщины. О необходимости планирования не только долгосрочного, но и каждодневного и еженедельного семейного отдыха. Составляющие «здорового образа жизни»: двигательная активность, питание, прогулки на свежем воздухе, закаливание, полноценный сон и отдых. Оздоровительные процедуры. Нелекарственные способы лечения в период беременности. Экология одежды во время беременности. Отношение к конфликтным ситуациям в семье. Распределение приоритетов при разрешении конфликта. Влияние психологического состояния женщины на ее физическое здоровье.

  • Пластическая разминка.

Занятие 4: Внутриутробное развитие. Роды глазами ребенка. Подробная информация о внутриутробном физиологическом и психологическом развитии ребенка. Анализ научных данных о переживании родов ребенком. Знакомство с методом гаптономии, предложенным Францем Вельдманом для налаживания связи матери с ребенком в период беременности.

  • Видео просмотр.
  • Пластическая разминка.
  • Обсуждение в кругу по теме «Мой ребенок».

БЛОК 2: РОДЫ.

Занятие 5: Подготовка к родам. Психология ожидания. Физиология и психология родового процесса. Определение отличия истинного начала родов от «предвестников». Возможность выбора роддома. Услуги, предоставляемые роддомами. Обзор роддомов г. Москвы. Обзор систем родовспоможения в разных странах. Юридические аспекты родов. Материальное обеспечение родов – что нужно приготовить для родов. Подготовка квартиры к принятию младенца.

  • Видео просмотр.
  • Пластическая разминка.

Занятие 6: Роды. Важность положительного эмоционального настроя на роды. Необходимость непрерывности связи «мать-ребенок». Психоэмоциональное поведение женщины на разных этапах родов. Интуитивное ощущение родов. Традиционные и современные взгляды на участие мужчины в родах. Схватки. Методы естественного обезболивания схваток. Дыхание и расслабление. Массаж. Комфортные позы. Психологическая подготовка.

  • Видео просмотр.
  • Дыхательная разминка.
  • Освоение техники массажа.
  • Обучение навыкам расслабления, направленное на уменьшение тревожности беременной пары за свое здоровье и здоровье ребенка.

Занятие 7: Поведение в родах. Адекватное поведение в родах и выработка нормального отношения к боли. Переживание родов как этапа становления детско-родительских отношений. Гибкость поведения и умение принимать решения «здесь и сейчас», учитывая интересы и потребности малыша. Взаимодействие с медиками. Настройка на главный результат родов – рождение малыша. Выбор сопровождающего в родах, его роль. Потуги. Проживание потуг. Оптимальные позы. Массаж. Используемые виды дыхания. Рождение ребенка. Важность первой встречи с малышом, первого взгляда, первого телесного контакта. Завершение родового процесса.

  • Обучение навыкам массажа, дыхания, поз.
  • Видео просмотр.
  • Пластическая разминка.

Занятие 8: Послеродовый период Психофизиологическое состояние женщины после родов. Отношение к особенностям в поведении женщины после родов со стороны мужа. Этапы восстановления женского организма. Гимнастика. Массаж. Оздоровительные процедуры. Питание. Профилактика возможных послеродовых осложнений. О важности совместного пребывания матери и ребенка для правильного формирования материнской сферы. Необходимость поддержки со стороны членов семьи, соблюдение ими рамок невмешательства в триаду «Мать-ребенок-отец». Организация режима дня семьи. Потребности семьи в послеродовом периоде. Службы и специалисты, которые могут быть полезны.

  • Пластическая разминка.

БЛОК 3: МЛАДЕНЧЕСТВО.

Занятие 9: Первые дни жизни с ребенком. Обучение навыкам безопасного обращения с новорожденным (пеленание, способы удержания ребенка на руках, обучение навыкам проведения гигиенических процедур). Врожденные рефлексы. Переходные состояния – период послеродовой адаптации. Приданое для малыша. Важность психоэмоционального взаимодействия (телесное, зрительное, звуковое общение). Знакомство с существующими службами и специалистами. Юридические аспекты рождения младенца. Участие папы в общении с ребенком, распределение обязанностей по уходу за новорожденным.

  • Пеленание ребенка.
  • Пластическая разминка.

Занятие 10: Грудное вскармливание. Восприятие грудного вскармливания как естественного процесса, продолжения беременности и родов. Польза грудного вскармливания для матери и для ребенка. Основные принципы грудного вскармливания. Возможные трудности и способы их преодоления. Уход за грудью и профилактика заболеваний груди. Позы кормления. Способы налаживания процесса лактации. Поддержка мужа и ее влияние на эффективность грудного вскармливания. Индивидуальный подход к выбору режима питания младенца. Овладение навыками прикладывания ребенка к груди.  Изучение различных поз кормления.

  • Пластическая разминка.

Занятие 11: Пестование младенца и уход за ним. Первые недели жизни малыша. Навыки общения и взаимодействия с ребенком (материнский массаж, плавание, гимнастика, двигательные забавы для малышей). Формирование отзывчивости к состояниям и потребностям ребенка. Повышение родительской компетентности в вопросах укрепления здоровья, развития и воспитания ребенка. Знакомство с первыми игрушками малыша. Значимость народного опыта в пестовании младенца. Пестушки, потешки, колыбельные.

  • Изготовление первой игрушки.

Занятие 12: Советы педагогов и психологов по периоду раннего младенчества Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте. Психология младенческого и раннего возраста. Принципы культуры родительства. Обзор различных подходов к воспитанию ребенка. Роль семейных традиций в воспитании ребенка. Психология совместной жизни с ребенком, рождение семьи.

  • Обзор литературы по раннему воспитанию ребенка.
  • Обсуждение вопросов по теме.
  • Дополнительная информация.
  • Чаепитие.

Поделитесь с друзьями: